поддержка PHP 7

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов.  По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы. 

 

 

k1    z1

 

Киреева Марина Александровна, 

учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии №16 Тракторозаводского района Волгограда

 

   Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование ИКТ даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению знаниями как на уроке, так и во внеурочное время.

   Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

   Наиболее успешным, на мой взгляд, видится проектный метод обучения, который очень тесно связан с интернет-технологиями. Особое место в своей работе отвожу проектно-исследовательской деятельности учащихся. Эта образовательная технология предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания. Проектная деятельность позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы, способствует общению, максимально социализирует ученика, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе.

  В ходе разработки и реализации проекта ученики должны провести огромную поисково-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет. Желательно предварительно вместе с учащимися составить   каталог информационных ресурсов по интересующим вопросам, что позволит быстро осуществить поиск необходимых сведений. Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиями оформить работу позволяет текстовый редактор MSWord. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, вставки в текст различных объектов, создания ссылок. У старших школьников большой интерес вызывает работа по созданию буклетов в программе Microsoft Office Publisher, создание клипов и видеороликов. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Оформление презентации, цветовое и звуковое, подбор фотографий и иллюстраций   воспитывает     эстетический вкус учащихся. 

    Мультимедийная презентация может включать в себя:

         видеозапись интервью;

         результаты соцопроса;

         диаграммы, таблицы;

         фотоальбом как отчет о проведенных исследованиях;

         буклеты, словари, иллюстрации.

  Все презентации, созданные учащимися, хранятся в компьютере в разделе «Портфолио ученика» и могут быть использованы учителем и учащимися на уроках повторения или во время проведения внеурочных занятий, школьных мероприятий, игр, викторин. Таким образом, учениками создаётся банк информационных презентаций.

   На современном этапе развития учащимся необходим навык организации и эффективной реализации поставленной практической задачи. Поэтому обязательным условием организации внеурочной деятельности становится выполнение проектов каждым учеником.   Одним из показателей эффективности проектной деятельности школьников являются результаты выступлений учащихся на фестивале проектов, конференциях, конкурсах. Достигнутые высокие результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь». Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Форма публичного выступления во время презентации проектов может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся. Показателем результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся, развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности. Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

    В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий повышает эффективность обучения, интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, повышает интеллект школьников, прививает навыки самостоятельной работы в поиске информации, расширяет объём предъявляемой учебной информации.

    Внеурочная деятельность в школе не проходит без использования информационных технологий. Я использую ИКТ при разработке часов общения, кружковых занятий, общешкольных мероприятий. В моей методической копилке имеются различные мультимедийные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Угадай мелодию", «Путешествия по сказкам» и другие. Учащиеся очень активно участвуют в различных международных, всероссийских, региональных интернет-конкурсах, что является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов. В результате реализации проектов создаются такие пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное время, для проведения содержательного досуга, поэтому проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся: ощущение полезности своей деятельности. Изменяется и отношение к компьютеру как к дорогой игрушке. Учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.

   Проектная деятельность детей побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. В нашей школе есть всё необходимое для занятий проектной и исследовательской деятельностью: современная библиотека с доступом в Интернет, все виды копировальной техники и мини-типография, компьютеры и проекторы в каждом классе.

  Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших для современной жизни компетенций: способности делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным общением, а также информационными технологиями. Подводя итог, хочу сказать, что проектная и исследовательская деятельность школьников эффективна и незаменима в практике современной школы, так как она повышает интерес к учёбе, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

 

Литература

1. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: Изд-во РАО, 1998

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994                                                

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат .- М.: ACADEMA, 2000

 

Back to top