Васильева Инна Сергеевна,
студентка 5 курса ФГБОУ ВО ВГСПУ
Приоритетным направлением системы образования на сегодняшний момент является поиск технологий и средств обучения, обеспечивающих развитие личности учащегося, способной к саморазвитию, самопроектированию, и как следствие этого быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. На пропедевтическом курсе информатики мы можем формировать творческие, познавательные способности ребенка с помощью проектно-исследовательской деятельности. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы и достижения цели в определенных условиях. Обретение опыта проектной деятельности является одним из требований стандартов нового поколения, т.к. обязательной формой контроля является выполнение и защита итогового проекта.
Преподавание пропедевтического курса информатики введено на сегодняшний день почти во всех школах страны. Потребность в организации и применении проектной деятельности в условиях новых ФГОС набирает популярность среди учителей информатики.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов [1, c.15]. Высокий уровень знаний и умений учеников может быть достигнут при условии, что доминирующим в процессе обучения станет деятельностный подход, предполагающий познавательную деятельность на продуктивном и творческом уровнях. При этом происходит развитие инициативности, самостоятельности, ответственности учащегося за результаты своего труда.
Проектно-исследовательская деятельность многообразный процесс. С помощью проведения учителем проектных работ на пропедевтическом уровне, дети учатся ставить цели, задачи, выдвигать гипотезы, используют различные методы работы, проводят анализ литературы. У проектной деятельности есть общий алгоритм выполнения, которому следует придерживаться. Так же существует многообразие видов проектов. Это игровые, исследовательские, творческие, практико-ориентированные. В свою очередь, есть разделение по числу выполняющих, по длительности, по содержанию проекта. Стоит упомянуть, что в начальной школе дети учатся проектировать, но под полным руководством учителя, а на следующем этапе обучения, в основной школе ученикам дается больше полномочий для выполнения и учитель выступает лишь как направляющий помощник [2]. К тому же исследовательская деятельность в школе полностью отличается от исследовательской деятельности в науке. Ученики получают новые знания относительно себя, а не новое в целом.
Успешная реализация проекта или исследования зависит от хорошо спроектированной базы деятельности. Из этого следует что, учитель должен быть профессионалом своего дела, обладать функциональной и методической грамотностью, психологическими знаниями, готовностью к проведению проекта. Выполнение заданий, постановка проблем, целей, задач – это должно присутствовать в любой исследовательской деятельности, поскольку формирует общее представление о научном исследовании хотя различия колоссальны. Полноценное, вовлеченное выполнение исследовательского проекта школьниками в условиях современного образовательного процесса не всегда возможно. Поэтому учитель, решив организовать проект, должен тщательно выбрать период проведения, проработать задания по сложности для каждого этапа проекта, задумать мотивацию участия для учеников. Исследовательская деятельность выполняется поэтапно: погружение в проект (выбор темы, мотивация), проектирование (формулирование целей, задач, выбор методов исследования), реализация, рефлексия. Чтобы ученик не потерял интерес к выполнению проекта, деятельность должна соответствовать уровню развития детей, которые ее выполняют.
В ходе исследования нами разработана тематика проектов по информатике, представлены методические материалы по организации проектов на уроках информатики пропедевтического курса. Подготовлены подробные разработки проектов по темам: «Влияние компьютера на здоровье человека», «В мире алгоритмов».
Апробируя, данные разработки в школе можно сделать вывод, что особенности проведения проектной деятельности мотивируют учащихся к усвоению новых знаний. Проекты вызывают познавательный интерес, мотивацию к обучению, то есть решается проблема невостребованности знаний и преодоления нежелания учиться. С развитием логического и абстрактного мышления, ученик может применять знания в нестандартных ситуациях. И конечно, при работе в группах развиваются не только коммуникативные умения и навыки, но и происходит социальная адаптация ребенка. Технология проектно-исследовательской деятельности позволяет решить ряд проблем на уроках информатики. В классах с нехваткой оборудования, ученик может поработать в домашней обстановке, а после проконсультироваться с учителем. В свою очередь, исследовательская деятельность не ограничивается рамками требований, ученик может проявлять фантазию в оформлении и интерпретировании полученных результатов.
Литература
- 1.Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- 2.Изосимова Л.М. Метод проектов в реализации пропедевтического курса информатики для младших школьников в учреждении дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник – 2016 - №5 с. 104 -110
Разработка расширений Joomla