Пихтилева Татьяна Юрьевна,
воспитатель МКДОУ Новоаннинский детский сад № 5
Проектная деятельность в воспитательном процессе является одной из самых важных. С помощью проекта воспитанники познают мир, знакомятся с новыми предметами и явлениями, а также проявляют свои способности и таланты.
Многолетний опыт работы воспитателем в детском саду определил мой любимый вид проектной деятельности с детьми, - это лепка. Выбранный мной вид проектной деятельности близок и понятен детям. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. Каждый ребенок может создавать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир как настоящий. С вылепленными игрушками занимательно и увлекательно играть и ставить спектакли.
Любимое занятие и горящие глаза детей, когда они видят изделия из глины, сделанные своими руками в детском саду, привели меня к идее проекта «Город мастеров». В рамках этого проекта мы проводили с детьми познавательные беседы, чтение художественной литературы, занимались лепкой, проводили экспериментирование с песком и глиной, которую заготовили для нас родители.
В рамках проекта мною проводилась также работа по ознакомлению детей (а также их родителей, поскольку они сопровождают в музей) с историей родного края в местном краеведческом музее.
Так, из рассказов экскурсоводов музея дети узнали, что в древности на территории нашего района обитали кочевые племена, хорошо владевшие изготовлением предметов из камня, бронзы. Сосуды из глины очень изящны, особенно их ручки. Гончарное дело было одним из самых важных и почетных ремесел. Во все века из нашего обихода не выходит посуда из глины. Она имеет свойство обогащать блюдо особым ароматом и вкусом (поэтому даже в наше время большинство истинных гурманов старается держать на своей кухне только глиняную посуду).
Все этапы проекта с целью наглядности представлены в таблице ниже:
Этапы проекта "Город мастеров"
Этапы проекта |
Действия детей |
Действия педагогов |
Действия родителей и социальных партнеров |
Подготовительный (постановка проблемы, планирование работы, прогнозирование результатов проекта) |
Взаимодействие с взрослыми |
Представление информации о проектном методе обучении, подбор литературы и наглядных материалов, обновление содержания уголка ИЗО |
Вхождение родителей в тему проекта (ознакомление с содержанием проекта, оказание помощи в приобретении материалов для работы (глины), рекомендации специалистов) |
Деятельностный (непосредственная деятельность) |
Лепка игрушек на темы: «Мастерская игрушек», «Сказочные кувшины», «Посуда древних людей», участие в оформлении выставки своих работ, заучивание стихотворений, разучивание танца «Гончары» |
Проведение бесед «Знакомство с песком и глиной», «Для чего человеку песок и глина», беседа о гончарном деле, чтение детям сказок «Горшок каши», «Свинопас», «Лиса и журавль», чтение стихотворения «Федорино горе», наблюдения на прогулке, экспериментирование с глиной и песком |
Экскурсия в городской краеведческий музей, рисование педагога совместно с детьми, изготовление костюмов для мастеров гончарного дела |
Завершающий (презентация продуктов проекта), рефлексия (самоанализ, оценка перспектив развития проекта) |
Выставка детских работ из глины |
Презентация проекта «Город мастеров» в районном конкурсе |
Составление портфолио проекта, фото и видеоматериал |
Данный проект реализуется мной в старших группах много лет подряд. Однако каждый раз я вношу дополнения и изменения в проект, учитывая потребности и способности детей, а также актуальные перемены в родном городе.
В заключение хочется выразить надежду, что, повзрослев, кто-нибудь из моих воспитанников обязательно применит приобретенные навыки лепки и станет мастером гончарных дел. А город наш станет настоящим городом мастеров.