поддержка PHP 7

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов.  По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы. 

 

 

k1    z1

Чувашин Александр Олегович,

студент 5 курса ФГБОУ ВО «ВГСПУ»

     Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Не прекращаются попытки найти те стимулы, которые помогли бы привлечь школьников к учебе, педагоги ищут новые пути и средства для эффективного обучения. Часто тенденция к поиску новых средств и методов обучения проявляется при преподавании информатики и ИКТ. Все чаще педагоги проводят нестандартные уроки, в основе которых лежит интерактивное обучение. Однако нестандартные уроки в различных курсах обучения информатике и ИКТ не до конца исследованы, именно поэтому их внедрение и использование происходит не так активно.

     Нестандартный урок – прежде всего импровизированное учебное занятие, имеющее ключевые отличия от традиционного урока, нетрадиционную структуру.

     Обучающий и воспитательный эффект таких уроков велик: нестандартные уроки формируют интерес учащихся к изучаемому предмету, содействует развитию их творческих способностей, интеллектуальной активности, благоприятно влияет на навыки межличностного взаимодействия, обучает работе в группах (команде), положительно влияет на уровень мотивации к обучению не только конкретного изучаемого предмета, но и на мотивацию к учению в целом.

     Нетрадиционный урок, по мнению М. У. Рашидова и Р. А. Гакаева по своей структуре предполагает соблюдение следующих условий:

  • использование коллективных форм обучения: разбиение на группы, команды;
  • развитие умений и навыков самостоятельной поисковой деятельности учащихся, активизация творческих начал;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • овладение учащимися умениями работать в коллективе, команде;
  • становление навыков отношений сотрудничества учениками между собой и учителем [1].

     Нетрадиционный урок по информатике, как и урок традиционный, имеет свою структуру. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из таких основных этапов, как: замысел, организация, проведение.

     Рассмотрим одну из типологий нестандартных уроков в зависимости от их целей, в основу которой так же положены типы нестандартных уроков:

  1. Уроки изучения нового материала (урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др.).
  2. Уроки совершенствования знаний и умений (урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, урок-интеллектуальная игра (например, «Что? Где? Когда?») и др.).
  3. Уроки обобщения и систематизации знаний (урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др.)
  4. Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др.[2].

     Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

     Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

    Нестандартные уроки отвечают всем требованиям современного урока; имеют условия, структуру, функции и принципы, присущие исключительно им и выделяются исследователями в отдельный тип современных уроков. Также нестандартные уроки обладают большим образовательным потенциалом ввиду приобретения учащимися в процессе их реализации так называемых «ключевых компетенций», которые благоприятным образом сказываются не только на развитии учебных умений, но и на развитии личности школьника.

    В ходе исследования нами разработаны методические материалы для проведения нестандартных уроков по содержательной линии «Представление информации», которые могут быть использованы на практике учителями. Практика показала, что нестандартные уроки информатики способствуют формированию познавательных интересов к предмету, способствуют активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

 

Литература

  1. Рашидов М. У., Гакаев Р.А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике.  Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2007. № 3 (9). С. 146-149.
  2. Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции// Вестник РГУ им. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 108-111.

Back to top