поддержка PHP 7

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов.  По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы. 

 

 

k1    z1

Храмова Лариса Александровна, воспитатель
Любимова Елена Николаевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 78", г.о. Самара
 
Аннотация. Что такое "марблс" и что с ними делать? В настоящей статье даны ответы на эти вопросы и представлены примеры дидактических игр для детей дошкольного возраста с нарушением речи. Использование марблс способствует развитию моторики и речи, а также познавательного интереса.
Ключевые слова: марблс, коррекционная работа, дидактические игры, развитие моторики, речи и логического мышления.
 
1731951750526-1Марблс - это красивые стеклянные шарики, они используются в качестве игрушек. В магазинах сувениров можно увидеть стеклянные вазы, наполненные красивыми переливающими округлыми или овальными предметами разной величины. Это и есть Марблс. Название свое они получили от английского слова, означающего «мрамор». Работу с камешками можно сравнить с праздником, красота Марблс так завораживает, что и взрослые и дети хотят к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Работа с разноцветными камешками вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволяют сделать процесс коррекционно – развивающего общения наиболее эффективным.
Анализируя, возможности нетрадиционных методов технологий нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а так же развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для нас стали камешки Марблс. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи, так как позволяет решить широкий спектр задач.
Цель, которую мы используем, в работе с камешками Марблс: повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми  нарушениями к коррекционно – развивающим заданиям.
Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:
- развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координацией (движение пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка);
- развитие тактильных ощущений (форма, цвет, размер);
- развитие пространственных представлений (лексические темы, геометрические фигуры);
- автоматизация поставленных звуков (буквы, слоги, слова);
- развитие фонематических представлений (слышим звуки, схемы заданного звука в слове);
- формирование представлений о буквах, профилактика дисграфии;
- развитие лексико – грамматического строя речи (назови ласково, деление слов на слоги);
- развитие связной речи (составление предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов);
- развитие фантазии ребенка.
Камешки Марблс используются в дидактических играх и упражнений, разнообразной направленности. В играх с камешками мы используем различные пособия для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи детей.
Игры, которые используем в работе с детьми:
1.Игра  «Выложи по заданию».
Цель: развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
Описание: педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесен рисунок.
2. Игра «Раскрась картинку камешками».
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительное внимание и память.
Описание: детям предлагается разложить камешки на соответствующие картинки.
3.Игры «Первый – последний».
Цель: развивать фонематический слух, дифференцировать гласные и согласные звуки, закреплять понятие «начало» и «конец слова».
Описание: ребенок определяет первый и последний звук в слове и кладет соответствующий камешек, если слово начинается на гласную – красный, если слово начинается на согласную – синий.
4.Игра «Волшебный мешочек».
Цель: закреплять умение придумывать слово на соответствующий звук.
Описание: ребенок достает из мешочка камешек (зеленого, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зеленый – мягкий согласный звук).
5.Игра «Напиши слово».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в чтении.
Описание: ребенку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешек Марблс.
6.Игра  «Разгляди букву».
Цель: повторять изученные буквы, развивать тактильные ощущения.
Описание: Педагог уточняет название буквы, и ребенок закрепляет правильный образ путем наложения камешек на ее контур.
7.Игра Зеркало».
Цель: закреплять работу по коррекции дисграфии и зрительную память.
Описание: детям рассказывается история о буквах – модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они и где их отражения. Детям нужно помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
8.Игра «Знакомство с буквой».
Цель: формировать и закреплять правильный образ буквы.
Описание: педагог уточняет название букв и предлагает выложить правильный образ буквы.
9.Игра  «Помоги друзьям встретиться».
Цель: закреплять звука – буквенный разбор слов, выделение гласных и согласных звуков и их характеристики.
Описание: нужно выложить звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.
10.Игра «Составление предложений».
Цель: развивать умение составлять предложения и определять сколько слов в предложении.
Описание: детям раздаются сюжетные картинки, и они придумывают предложение, выкладывая камешки и определяют, сколько слов в предложении.
11.Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».
Цель: развивать фантазию и творчество детей.
Описание: с помощью камешек детям предлагается пофантазировать.
Таким образом, внедряя в свою коррекционную работу камешки Марблс, нами было замечено, что коррекционно – логопедический процесс стал более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает  у них негатива, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Они с удовольствием идут на занятия. Всё это помогает лучшему усвоению необходимого материала, так как при этом происходит не только развитие и коррекция моторики рук, но и развитие и коррекция познавательно – речевой деятельности эмоционально – волевой сферы ребенка.
Камешки Марблс – это инновационный, универсальный материал, который мы советуем использовать в своей работе с детьми.        
 1731957315396
 
Список литературы
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2001 г.
2. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005 г. – 23 с.
3. Климова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика» №8, 2015 г. с.28-37
4. Тарасова С.В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование инновационных материалов – камешков Марблс. Декоративных камешков. 2016 г.

Back to top