Куминова Светлана Анатольевна
учитель биологии, г. Волгоград
Аннотация: Статья показывает, что кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса; дидактическое средство, обеспечивающее успешную деятельность каждого ученика.
Ключевые слова: кабинет, биология, преподавание биологии, дидактическое средство, познавательная активность, успешная деятельность.
Биологии наряду с другими естественными науками, основы которых включены в программу обучения общеобразовательных учреждений, отводится значительная роль в процессе обучения. Содержание биологического образования представляет собой основы науки, педагогически адаптированные для восприятия учащимися. Эти основы объективно, научно, в оптимальном для ребенка объеме и на доступном его восприятию уровне отражают базовые научные сведения, факты, понятия, теории биологии о законах существования живой природы и представляют собой определенно выстроенную систему биологических знаний. Соответственно, знания — это одна из составляющих биологического образования, характеризующая то, чем должен владеть человек по окончании общеобразовательной школы. С другой стороны биологические знания дополняются еще одним компонентом: умениями и навыками, дающими возможность школьникам овладеть различными интеллектуальными и практическими способами деятельности.
Главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть, и помочь ему познать себя, раскрыть свои потенциальные возможности. На этой основе создается образовательная среда, помогающая становлению и развитию самостоятельности, инициативности, интереса к жизни как биологическому явлению. Обилие информации, в которой пребывает сейчас ученик, становится фактором торможения его потребности к расширению и углублению своих знаний. Причины снижения познавательной активности прослеживаются, отвечая на вопросы : «Легко ли учиться?», «Легко ли учить?». Установлены внутренние источники активности учащегося, к которым можно подключиться, чтобы пробудить его интерес к учебному труду? К ним относятся : 1) познавательная потребность; 2) интерес к способу действия; 3) потребность в самовыражении и самореализации; 4) потребность в самопознании и самовоспитании. Как видно, все это мотивационные составляющие образовательного процесса.
Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание школьников. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гуманизма, экологической грамотности. Биологическое образование позволяет приобрести собственный опыт, развить творческие способности в области натуралистических и других естественнонаучных исследований.
С учетом вышеозначенных компонентов биологического образования одним из средств, используемых учителем в образовательном процессе, является кабинет биологии.
Кабинет – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса. Как следует из определения, оборудование кабинета играет весомую роль в процессе овладения биологическими знаниями. Кабинет биологии отличается от других школьных кабинетов. Помимо стандартных элементов обустройства, мебели, кабинет биологии должен быть оснащен специальным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими условия для наблюдения, проведения опытов и демонстрации наглядных пособий и живых объектов природы. В современном кабинете биологии, обычно, установлены: компьютер, проектор, электронная доска, ноутбуки, матбуки, электронные лаборатории.
Ведущая роль в создании и поддержании кабинета биологии принадлежит учителю, заведующему кабинетом. функции. Он не только поддерживает кабинет в состоянии, соответствующем требованиям нормативно-правовых документов в сфере образования, охраны труда и техники безопасности, санитарных норм и т.д. Он также должен следить за комплектованием кабинета наглядными пособиями, дидактическими материалами, техническими и другими средствами обучения. Наглядные пособия должны быть актуальными. Подбор учебных объектов по возможности должен учитывать два аспекта: 1) привлечение учащихся к работе с объектами; 2) краеведческую составляющую образования.
Исходя из задач обучения учащихся биологическим наукам, функциональное назначение кабинета биологии включает следующие составляющие:
- учебно-воспитательную;
- научно-методическую;
- место размещения учебного оборудования;
- справочно-учетную;
- функция учета и планирования кабинета.
Проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, кабинет в первую очередь должен являться дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика, обладая разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения биологии. Учителя так демонстрируют грамотное управление кабинетами, умение анализировать оборудование и другое дидактическое оснащение кабинета не только как степень достижения своего успеха в выполнении требований предметных стандартов и программ. Для этой группы учителей кабинет в первую очередь является дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого учащегося. Комплексное грамотное использование оборудования и технических средств дает возможность стимулировать интерес учащихся к предмету.

