поддержка PHP 7

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов.  По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы. 

 

 

k1    z1

   

Антонова Надежда Николаевна,

учитель английского языка МОУ Гимназия № 16 г. Волгограда

      В настоящее время российская система образования находится на этапе существенных изменений, поводом для которых послужили перспективные запросы общества и государства. На этапе школьного образования в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения существенные изменения коснулись качества преподавания учебных предметов с целью успешного освоения основных образовательных программ.

Важным аспектом является научить обучающегося учиться самому. Перед учителем поставлена непростая задача поиска новых средств обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Для того чтобы пройденный материал остался в памяти учащегося, чтобы он мог применять свои знания на практике, учителю необходимо вовлечь обучающегося в процесс познания, вернее – открытия знания. Учителю здесь принадлежит роль тьютора, проводника в мир знаний, раскрытия таланта в каждом обучающемся.

         Так, целью данного научного доклада является на основе опыта работы с обучающимися старших классов МОУ Гимназии № 16 г. Волгограда предложить пути усвоения и успешного применения на практике теоретического материала на уроках английского языка на примере создания интеллект-карт, или mindmap.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

         1. дать определение понятию «интеллект-карта» («mindmap») как одной из современных форм проектной деятельности;

         2. проанализировать данные из опыта работы с обучающимися в девятых классах;

         3. выделить достоинства и недостатки применения mindmap на уроках иностранного (на примере английского) языка.

         Mindmap как форма проектной деятельности – слово английского происхождения, означающее интеллект-карту, которая может разрабатываться как с помощью компьютерных технологий, так и на бумажных носителях. Интеллект-карта (mindmap) представляет собой схематичное развитие интересующей человека темы.

     С точки зрения социализации школьника в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 человек работают над одним проектом. В группе обучающиеся учатся выстраивать социально-трудовые взаимоотношения, распределять функции, обсуждать и принимать решения, учатся доверять членам группы. Иными словами, в группе обучающиеся обретают необходимые навыки успешного взаимодействия в обществе на уровне малой социальной группы.

     Личный опыт работы учителем английского языка в школе показывает, что наиболее эффективной методика создания интеллект-карт является в девятом классе. Выбор данной ступени обучения связан, с одной стороны, с наличием у девятиклассников определенного багажа знаний в области языка, а с другой – возможностью показать их знания в схематичной, структурированной форме, предусматривающие методы индукции, дедукции и т.п. Необходимо отметить, что при работе с интеллект-картами обнаруживается необходимость обращения к англоязычным словарям, что способствует расширению их словарного запаса. Это и послужило основанием для реализации проекта mindmap.

    Составление интеллект-карты (mindmap) – эффективный способ систематизаций знаний, поэтому лучше всего проводить данный вид работы на последних уроках пройденной темы. Практика применения проектной деятельности в девятых классах осуществлялась мною в конце учебного 2017 года на этапе повторения пройденного материала. Данный вид деятельности демонстрирует отличный способ систематизации полученных знаний. Целью интеллект-карты является схематичное раскрытие выбранной темы, предполагающей несколько вариантов развития и их результатов.

     Кроме познавательного компонента УУД, проявляется метапредметный и личностный. Так, создавая интеллект-карту, учащиеся во время урока работают в команде из трех-пяти человек, где каждый был ответственен за определенное направление в работе: техническое содержание, информационное наполнение и др. Одни занимались подготовкой материала, другие – расположением его на макете. Разделение труда происходило с учетом склонностей и возможностей обучающихся, и их желания. Для того чтобы проект получился информативным, строгим, четким, понятным, они должны проявить креативность, умение работать с компьютерными программами, трудолюбие и терпение. В данном проекте ценным является такое качество, как уникальность. Работы отличаются друг от друга не только темами, но и схемами, что делает каждую работу уникальной.

     Созданная в команде интеллект-карта проходит процедуру защиты перед классом.Члены команды представляют свой проект своим одноклассникам, раскрывают его содержание, в речи используют только английский язык. Таким образом, происходит совершенствование навыка устной речи. Опыт работы также показывает, что в письменной речи обучающиеся практически не допускают орфографических и грамматических ошибок в лексических единицах, используемых в копилке интеллект-карты.

Подготовка интеллект-карты занимает довольно продолжительное время (опыт показывает, что это три часа классно-урочной системы и несколько уроков внеурочной). Однако данный вид работы вносит положительный вклад в процесс формирования универсальных учебных действий. Среди личностных УУД отмечается высокий уровень активности и вовлеченности в ход работы, среди познавательных – активное и корректное использование лексических единиц в письменной и устной речи. Интеллект-карта способствует усвоению и закреплению учебного материала; структурированию знаний; повышению компьютерной грамотности; социальной взаимодействию.

 

Back to top