поддержка PHP 7

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов.  По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы. 

 

 

k1    z1

Бакумова Анна Сергеевна,

учитель английского языка МОУ Гимназии № 16 г. Волгограда

     В процессе обучения детей английскому языку существует несколько научных подходов, одним из которых является коммуникативный подход. Краткому анализу применения на уроках данного подхода посвящена данная статья. Традиционный метод обучения грамматике предполагает изучение правил, тренировкой в предложениях с опорой или без опоры на схемы и таблицы. Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, быстро утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят удовлетворения ни учителю, ни обучаемым. Если спросить у учащихся, что им не нравится на уроках английского языка, то, скорее всего, услышим ответ – учить английскую грамматику. И как итог, появляются пробелы в знаниях и трудности в выражении своих мыслей. Так, возникает вопрос «Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим?». Имея опыт педагогической работы, могу смело ответить утвердительно. Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную направленность.

     Преимущества применения коммуникативного подхода в обучении грамматике на уроках английского языка состоят в том, что эта методика:

1. учит выражать свои мысли и эмоции, используя изученные грамматические структуры;

2. учит воспринимать речь собеседника, проявлять творческий подход к занятиям;

3. Способствует появлению возможности использовать иностранный язык в реальных жизненных ситуациях;

4. Предполагает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как формы и структуры, а как средство выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений;

5. Способствует появлению возможности использовать иностранный язык в реальных жизненных ситуациях.

     Как работает методика коммуникативного подхода? Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько этапов:

1-й этап - предъявление речевого образца. Здесь необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. На этом этапе используются упражнения на подчеркивание, выписывание, грамматический разбор.

2-й этап - тренировка грамматического материала и формирование грамматических навыков. Используются упражнения имитационные, повторительные, трансформационные, подстановочные, игрового характера.

     Коммуникативный подход активно применяется в обучении грамматике. Применяя этот подход на своих уроках, я предлагаю учащимся небольшой текст с примерами на новое правило и предлагаю в группах или всем классом изучить примеры, обнаружить в них определенные грамматические закономерности и с помощью учителя сформулировать грамматическое правило. Учащиеся должны иметь возможность выяснить языковые закономерности самостоятельно, обращаясь за помощью лишь при необходимости. Идет исследование языка, учащиеся сами добывают правила. Для облегчения задания, особенно на раннем этапе использования данной методики, рекомендуется выделить или подчеркнуть важные для понимания структуры и формы. В качестве примера можно вариант «Learning Together», в котором каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия; вторая – нашла указатели, слова–помощники; третья – составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике. Дети любят играть, поэтому игровые элементы я стараюсь использовать в любых грамматических заданиях: ролевая игра с пальчиковыми игрушками позволяет учащимся на начальном этапе освоить такие темы, как «Знакомство», «Животные», «Семья» и т.д. Также на уроках мною используются приемы креативной грамматики; работа с песнями нравится младшим школьникам. В песнях грамматические структуры повторяются не однократно и, присутствующий в песнях ритм, способствует быстрому запоминанию. Например, на начальном этапе изучения английского языка, дети учатся рассказывать о себе, об их домашних питомцах. Сначала, детям предлагается послушать песню героев книги, далее учащимся предлагается спеть о себе и своих питомцах: «My name’s Dasha and this is my dog, It’s a big dog, it’s a big dog…».

     В результате применения коммуникативного подхода в обучении грамматике на уроках английского языка, можно сделать вывод, что знания, приобретенные учащимися через коммуникативное обучение, становятся частью их опыта. Учащиеся лучше запоминают материал урока. В процессе познания у учащихся всесторонне раскрываются творческие способности и как следствие, повышается их заинтересованность предметом. Учащиеся становятся более уверенными в себе. И как следствие, качество знаний учащихся повышается.

Back to top