поддержка PHP 7

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов.  По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы. 

 

 

k1    z1

Макаренкова Наталья Юрьевна,

к. социол. н., учитель МОУ СШ № 93 г. Волгограда

   Теоретические исследования последних лет свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся оптимизировать учебный процесс. Игры – это модели поведения, позиций, складывающиеся в непосредственном повседневном общении    [Будакова, 2012; 152]. В современной науке общепризнанным является положение о том, что активность детей в школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, особенно у младших школьников. У школьников среднего и старшего звена возникает желание играть согласно потребности компенсировать ограниченность учебной деятельности в положительных эмоциональных переживаниях, в возможности проявить свою активность. Игра на уроках иностранного языка для подростков является интересной, интерактивной и даже нестандартной формой обучения, а, следовательно, мотивирующей их на изучение учебного материала.

   В процессе обучения игра способна на уроках активизировать учебную деятельность. Она способствует развитию у обучающихся творческого воображения, памяти, мышления, влечения, воспитанию наблюдательности, особенности суждений [Никишина, 2007; 69].

   Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для обучающихся игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность школьникам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. В игре создаются благоприятные условия для дальнейшего, более глубокого освоения и отработки знаний, норм поведения, что приводит к эффекту общего развития. Сама игра является поразительным и замечательным феноменом человеческой культуры, и развитие любых её компонентов является огромной самостоятельной ценностью [Коптенова, ИЯШ, 2003 №1 с.54].

  По мнению М.Ф. Стронина, игра на уроке иностраннгого языка – это ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. То есть, в ходе игры у обучающихся формируются произносительные, лексические, грамматические навыки, обучающиеся приобретают опыт речевого общения [Стронин, 1981, с.31].

    Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности обучающихся к речевому   общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

    Поэтому игра должна не только занимать важное место на уроке иностранного языка, но и быть его стержнем. Надо стремиться к тому, чтобы   игровой элемент присутствовал на всех этапах урока  иностранного языка и  создавал общую игровую атмосферу.

  Игра выполняет различные функции:

- коммуникативную – установление межличностных контактов;

- обучающую – формирование и развитие навыков владения иностранным языком в конкретных ситуациях общения;

- развивающую – гармоничное развитие личностных качеств;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

- компенсаторную – приближение учебной деятельности к условиям владения ИЯ в реальной ситуации.

- ориентирующую – ориентирует на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других [Будакова, 2012; 154]. 

 Общеизвестно, что процесс обучения иностранным языкам осуществляется вне языковой среды, далеко от реального функционирования изучаемого языка и культуры. Реальные условия, которые необходимы для общения по определенной тематике, не всегда существуют на занятии. Поэтому необходимо создание искусственной среды, максимально приближенной к     естественной. Именно игровой метод обеспечивает создание такой атмосферы, в которой создается психологическая готовность обучаемых к речевому общению, происходит тренировка и применение речевых высказываний,    характерных для данной ситуации.

  На уроке мы имеем дело с особым видом игр – учебными играми или дидактическими. Они отличаются от развлекательных тем, что имеют второй план или узко методическую цель. Для обучающихся учебная игра остается развлечением, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя же    любая учебная игра – это прежде всего упражнения. Учитель всегда четко и точно представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра.  В процессе игры формирование произносительных, лексических и               грамматических навыков происходит в увлекательной форме.

  В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М.Ф. Стронин подразделяет игры на подготовительные и творческие.     «Подготовительные» игры включают в себя грамматические, лексические,         фонетические и орфографические игры. Целью этих игр является формирование произносительных, лексических и грамматических навыков и           тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммукативном этапе овладения иностранным языком. К «творческим» играм относятся     аудитивные и речевые игры. Их цель – дальнейшее развитие речевых навыков и умений [Стронин, 1981, с.38].

  С данной классификацией пересекается классификация игр по  целям и задачам, внутри которой игры делятся на языковые и речевые. Языковые    игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику,      грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на:                  фонетические, лексические, грамматические, синтаксические,                     стилистические.   Речевые игры нацелены на формирование умения в            определенном виде речевой деятельности, то есть обучение аудированию, обучение монологической речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму [Там же].

 По способу организации игры бывают: компьютерные и некомпьютерные; письменные и устные; с опорами и без опор;              имитационно-моделирующие и креативные и т.д. [Колесникова, 1990; 21].

 По степени сложности выполняемых действий все игры подразделяются на простые (моноситуационные) и сложные (полиситуационные) [Колесникова, 1990; 22].

  По количественному составу участников игры подразделяются на     индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные.

 Чтобы обеспечить активность учащихся класса при выполнении         игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы          работы: парную, групповую и фронтальную.

   Работая в парах, один из учащихся выполняет задание, другой          контролирует его, затем они меняются ролями. В процессе такой работы    повышается активность школьников, воспитывается взаимопомощь.        Объединяя учеников для парной работы, учитель принимает во внимание   такие моменты, которые обеспечили бы равноправность каждого ученика, готовность помочь собеседнику, согласованность действий.

    Групповая форма работы позволяет повысить активность                  обучающихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих     товарищей, способствует росту мотивации, делает урок интересным. Учитель включает в такие малые группы лидирующее положение, их речевые        действия служат ориентиром для других [Деркач, 1991; 31].

  Все обучающиеся имеют одинаковую возможность практиковаться в речевой деятельности, применять полученные ранее навыки и умения.

  По форме проведения выделяют игры: предметные; подвижные;  сюжетные или ситуационные; ролевые; игры-соревнования;  интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины); игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) [Колесникова, 1990; 22].

  Применяя другие классификации игр, можно особо выделить ролевую игру, коммуникативную игру и лингвистическую игру.

  Ролевая игра – самый простой и очень эффективный способ               моделирования, она занимает важное место в обучении людей всех            возрастов, начиная от дошкольников, кончая взрослыми людьми, которые «проигрывают» жизненные ситуации. Данная игра является также и коммуникативной, т.к. работа над языковыми материалами происходит в процессе общения [Семенова, ИЯШ, 2005, №1].

  Коммуникативные игры, построенные по схеме «ученик – учитель», ставят перед собой очень важную психологическую задачу: ребенок должен научиться общаться на иностранном языке, и, что важнее, не бояться высказать свое мнение, не бояться решить проблему, пусть даже неверно. Удачное завершение такой игры может включать в себя составление таблицы, заполнение анкет, всевозможные рисунки и т.д.

   Лингвистические игры больше нацелены на индивидуальную работу и могут применяться в парной и групповой работе, но при этом один из учеников является более активным. В них более тщательно отрабатываются языковые явления. Лингвистическими являются по своему содержанию ролевые и коммуникативные игры [Шарафутдинова, ИЯШ., 2005.- №8].

  Игры обладают огромной методологической ценностью, они просто интересны как учителю, так и обучаемому. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Следовательно, в играх, чтобы достичь лучшего результата необходимо сочетать знание языка, психологию и методику преподавания.

 Использование игровых приемов  на уроках иностранного языка      призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать обучающимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения и важно, чтобы уроки с использованием игровых приёмов стали для них приятным занятием. Поэтому, на старшем этапе обучения иностранному языку является эффективным применение игровых заданий, так как подросткам интересен в силу возрастных особенностей (восприятия     памяти, мышления, воображения и др.) нестандартный подход к уроку. Игровые задания помогают обучающимся старшего школьного звена раскрыть свои потенциальные возможности ведь игра – это непринужденная форма организации учебного процесса. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андронкина Н.М., Кириченко Е.А., 2010 Теория и методика обучения иностранным языкам: учебно-методический комплекс –РИО ГАГУ, 2010. – 92 с.

2. Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка [Текст] / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154.

3. Деркач А.А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному языку) М., 1991

4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.-376 с.

5.    Карпов А.В. Общая психология. М., 2002.

6.  Коптенова И. В. Игры со словами. //Иностранные языки в школе, -2003 №1.с. 54-56

7.  Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990

8.  Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. - Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, Вышэйшая школа, 1999.- 522 с.

9. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.- Волгоград: Учитель, 2007

10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989.

11.   Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.- 67с.

12.   Практикум по методике преподавания иностранному языку / Под ред. К.И. Саломатова, С.Ф. Шатилова.-М.:Просвещение,1985

13.    Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1998

14.   Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Под ред. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова-М.: Просвещение,1991.-340 с.

15. Савинов Е. С.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.

16.     Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке иностранного языка. М., 1981

17.  Семенова Т.В. Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.– Иностранные языки в школе. 2005, №1.- 45 с.

18.    Теоретические основы методики обучения иностранному языку в сред. школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; Науч.-исслед.ин-т содержания и методов обучения Акад.пед. наук СССР.-М.:Педагогика,1981.-456 с.

19.    ФГОС. Приказ Мин. образ. и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с. 10

20.       Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка// Иностр. языки в школе.- 2005.- №8. 

Back to top