поддержка PHP 7

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов.  По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы. 

 

 

k1    z1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

 

Исследовательская работа

на тему: Архитектоника Ада в «Божественной комедии» Данте и значение иерархии наказаний грешников

 

Работу выполнила:

Студентка 1 курса очного отделения (гр. 114)

Фомина А.Н.

Научный руководитель:

Кандидат филологических наук

Гуляева И.Б.

 

Москва

2019

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                  

Введение

Часть 1. Принципы композиционного построения поэмы

1.1. Соразмерность

1.2. Вертикальность

Часть 2. Архитектоника «Божественной комедии» как синтез античных и средневековых представлений о грехе

Часть 3. Классификация грехов

3.1. Строение Ада

3.2. 9 кругов Ада по Данте

Выводы

Библиография

 

 ВВЕДЕНИЕ

Божественная комедия - гениальное произведение, вобравшее в себя знания из области теологии, естественных наук, истории, психологии и по сути являющееся энциклопедией загробного мира. Поэма Данте, в частности, кантика «Ад» поэтапно рассказывает о грехах и наказаниях, которые неразделимы с участью грешников. Справедливо замечание С. Аверинцева: "Систематизированная "модель" ада в "Божественной комедии" со всеми ее компонентами – четкой последовательностью девяти кругов, дающей "опрокинутый", негативный образ небесной иерархии, обстоятельной классификацией разрядов грешников, логико-аллегорической связью между образом вины и образом кары, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубостью бесов - представляет собой гениальное поэтическое обобщение и преобразование средневековых представлений об аде"[1, цитируется по Д. Пивоварову «Онтология религии»].

Актуальность работы обусловлена не только мировым интересом литературоведов к произведению, но и его проблематикой и оформлением. Изображённые в комедии пороки современного Данте общества находят отражение и в настоящее время, а особенности композиционного решения автора не могут не заинтересовать своей исключительностью.

Цель: выявить принцип расселения грешников по кругам Ада и определить закономерность между преступлением и наказанием, заложенную в комедии.

Для достижения цели мне потребуется выполнить следующий ряд задач:

1.Проанализировать каждый из кругов ада, рассмотрев наказания грешников с помощью принципа иерархии;

2.Назвать основные критерии, которые определяют судьбу грешника в аду;

3.Проследить особенности композиционного построения произведения;

4.Рассмотреть труды критиков по вопросу классификации Ада;

5.Использовать исторические и теологические сведения как базис для анализа архитектоники Ада.

 

Часть 1. Принципы композиционного построения поэмы

Архитектоника - это композиция художественного произведения, его построение. В основе архитектоники комедии лежат два принципа - соразмерность и вертикальность.

1.1.         Соразмерность

Этическая соразмерность: казнь грешников соразмерна их грехам. Грехи в Аду «Божественной комедии» караются строго символично: грех сладострастия предполагает в Аду казнь в виде вихря, который аллегорически обозначает вихрь страсти влюблённых; тирания, деспотизм карается бесконечным кипением в крови; предатели вынуждены вечно мучиться от холода, который символизирует их холодное и бесчувственное сердце; ростовщики приговорены к бесконечному волочению на шее непомерно тяжёлого кошелька, который тянет их к земле. Числовая соразмерность в произведении выражается следующим образом: произведение делится на 3 части («кантики»), в каждой из которых содержится по 33 песни, Ад состоит из 34 частей (что символично выбивается из общей числовой структуры и напоминает о хаосе, который царит в нём). В целом получается 100 глав. Трехстрочные строфы в произведении - терцины - также напоминают о числовой соразмерности поэмы, главной особенностью которой является повторение неизменного числа 3, связанного с христианской идеей о троице [2].

2.2. Вертикальность

Принцип вертикальности выражен в расположении грехов: от менее тяжких к более тяжким по ниспадающей. Так, соотношение Ада и Рая также отражает вертикальную компоненту произведения. Свет, чистота, гармония - наверху, а грязь, хаос, раздор, соответственно, внизу.

Часть 2. Архитектоника «Божественной комедии» как синтез античных и средневековых представлений о грехе

В «Божественной комедии», несмотря на её исключительность и оригинальность, можно проследить немало обращений к литературному наследию предшественников Данте. Так, фабула поэмы напоминает по своей форме жанр средневековой клерикальной литературы «хождение по мукам» - рассказчику, как и героям «хождений», дано увидеть подноготную загробного мира. Более того, по мере развития сюжетной линии раскрывается всё больше античных имён - литературных, государственных деятелей и т.д. Наиболее примечательным в этом плане становится труд античного писателя Аристотеля «Никомахова Этика», согласно которому существует три вида страшных пороков, которые влекут за собой остальные. Устами Вергилия Данте ссылается на сочинение античного поэта, указывая на значение распределения грешников по различным кругам Ада:

«Ужели ты не помнишь изреченья

Из Этики, что пагубней всего

Три ненавистных небесам влеченья:

Несдержность, злоба, буйное скотство?» [3].

Тем не менее, Данте, распределяя грешников по кругам ада, во многом действует вольно, отходя от классификации пороков, предложенной античным автором. Например, гнев, который Аристотель считает не столь тяжким прегрешением, Данте относит к числу наиболее страшных и требующих жестокого порицания пороков.

Также в поэме находят своё отражение некоторые детали сюжета «Энеиды» Вергилия. Автор не только ссылается на творческое наследие поэта - личность Вергилия помещена в первую кантику комедии и выполняет роль путеводителя, который наставляет, подбадривает и помогает Данте двигаться дальше. Чётко продуманная структура произведения – результат обработки средневекового, в частности, церковного видения загробного мира и обращения к трудам Аристотеля, его классификации пороков.

Часть 3. Классификация грехов

3.1. Строение Ада

Свойство мира грешников – «Оставь надежду всяк сюда входящий» –означает, что течение жизни и правила, царящие в загробном мире, не подвластны воли человека, а судьба, на которую обречён грешник, неизбежна; страдания здесь нескончаемы [3].

Архитектоника ада, представленная в виде воронки, обусловлена истоками его происхождения. Люцифер, изначально бывший в сонме ангелов и символизировавший свет («Lucifer» - светоносец), возгордился своим могуществом и воспылал ненавистью к Богу, за что был изгнан из рая и превращён в уродливое и устрашающее создание. [4, Иезекииля 28: 12-15]. Падая с неба, он проторил глубокую воронку, которая достигает центра земли. Люцифер находится в самом низу пространства Ада – символ, что невозможно пасть ниже.

3.2. 9 кругов Ада по Данте

Данте располагает грешников в Аду согласно классификации грехов, заложенной в труде Аристотеля «Этика» [7]. Таким образом, в основе произведения центрическая структура ада: каждый круг символизирует грех определённой тяжести, и чем глубже рассказчик продвигается в ад, тем более тяжким является порок и соответствующее ему наказание. Стоит отметить, что грешник карается лишь за один грех, который, по-видимому, был наиболее присущ его естеству и являлся составляющей частью его земного обличия. Так, например, Паоло и Франческа, обвиняемые в сладострастии, подвержены бесконечным мукам исключительно за этот грех и находятся на втором кругу ада.

Итак, первый круг ада - Лимб (в католицизме - место для тех душ, которые не смогли попасть в рай). Страдания здесь безболезненны; наказание - вечная скорбь, но без тяжести телесных мук. Причины, по которым люди были помещены именно сюда - не были крещены или были «добродетельными» язычниками (иными словами, находились в поиске истины; например, Аристотель, Платон, Плутарх). Страж первого круга – перевозчик душ Харон.

Второй круг - сладострастники, невоздержанные в любви (страж - царь Минос, справедливый судья). Пара, олицетворяющая круг: Паоло и Франческа (папа девушки, красавицы от природы, хотел заключить брак с противоположным кланом, «брак по доверенности»). Франческа, выходившая замуж, была убеждена, что ее будущий муж - Паоло, но в действительности жених оказался совершенно другим, абсолютно безобразным человеком, который был не мил девушке). Между Паоло и Франческой продолжала развиваться невинная дружба, пока однажды они, проводя вместе время, не склонились к книге о рыцарской истории любви, после чего влюблённые больше не читали. Муж, застав Паоло и Франческу, убил их. Наказание, как уже было мною отмечено, символично – грешники убиваются о скалы силой бесконечного вихря, аллегорически обозначающего страсть влюблённых. Автор горячо сопереживает персонажам и лишается чувств, выслушав рассказ Франчески – вечная казнь, на которую обречены эти двое, заложники суровых жизненных обстоятельств, кажется Данте слишком жестоким наказанием (песнь V).

Третий круг ада - чревоугодие, невоздержание в еде. Обжор поливает холодный вечный дождь, под ногами - грязь (страж - Цербер, который пожирает грешников).

Стоит отметить, что стражи кругов безобразны и жестоки, их пыткам над грешниками нет конца. Таким образом, этическая и эстетическая составляющая в романе пересекаются:

«Шесть глаз точило слезы, и стекала

Из трех пастей кровавая слюна.

Oни все три терзали, как трепала,

По грешнику...» [3, песнь XXXIV, 28-55]

Четвертый круг ада олицетворяет жадность и уготован для скупцов и расточителей. Души грешников толкают навстречу друг другу огромные камни, а когда линии сталкиваются, приходится начинать работу заново (страж - Плутос, греческий бог богатства). Два образа: скупец, который находится в плену своих богатств, и расточитель, который тратит деньги без меры.

Пятый круг - поле гневливых и унывающих (как и в четвёртом кругу, здесь изображены две грани одной сущности). Казнь - Широкое болото, в котором грешники беспрестанно дерутся (страж - Флегий).

Согласно задумке автора, самые страшные грехи, заслуживающие соразмерное им наказание – насилие, расточительство, ложь, предательство. Повествование об этих пороках начинается с шестого круга. Так, в восьмой и девятый круг помещены грешники, чьи пороки, согласно иерархии наказаний, являются наиболее тяжелыми и требующими мучительной кары [2].

Шестой круг предназначен для еретиков и злоучителей, которые мучаются в открытых горячих как печи могилах (стражи - мифические фурии).

Седьмой круг – насилие, которое нередко совершается при помощи обмана. Ввиду того, что насилие может быть трояко, круг делится на три части, или «пояса», в каждом из которых определённый тип наказаний.

Итак, первый пояс отведён грешникам, которые совершали насилие против ближних (воры, убийцы). Казнь – кипение в вечном огне. Поток реки мелел по мере наказания грешников, но за жестокое насилие (в частности, насилие, совершаемое правителями) грешников ожидает полное погружение в кипящую воду. Второй – для тех, кто преступил через свою жизнь, совершив насилие над самим собой (моты, терзаемые адскими гончими, и самоубийцы). Такие грешники превращены в деревья, и после страшного суда, когда души других преступников оденутся в своё обличие, самоубийцы не смогут этого сделать, ведь они сняли с себя свои тела добровольно. Внешняя форма грешников будет висеть на ветках деревьев. Третий пояс уготован для богохульников, отвергших имя Бога, и людей с нетрадиционной ориентацией. Казнь для них – нескончаемые хождения по пустыни под огненным дождём.

Восьмой круг, который представлен из 10 ущелий, или «щелей», уготован обманщикам и сводникам. Здесь томятся обольстители и сводники (наказание – ходить двумя встречными потоками и быть истязаемыми бесами); льстецы (быть погружённым в зловонный кал); святокупцы (заточены в скалах вниз головой, ступни опаляет огонь); прорицатели и звездочёты (голова вывернута назад - символизирует жизненную деятельность предсказателей будущего); мздоимцы и взяточники (вечное кипение в смоле, невозможность выбраться); алхимики (расслаблены или мучаются о чесотки); выдающие себя за других (кусают друг друга в бешенстве); зачинщики смуты (наказание – потрошение); воры (мучение гадами); лицемеры (закованы в свинцовые мантии – символ их циничного прижизненного отношения к окружающим); лукавые советчики (горение внутри огоньков); лжесвидетели (казнь – лихорадка, бесконечная головная боль); фальшивомонетчики (мастер Адам, который подмешивал медь в золотые монеты) и вообще лгуны (например, древний грек Синон, обманувший троянцев; казнь - водянка и нескончаемая жажда). Страж круга – Герион – трёхглавый и трёхтелый великан, убитый Гераклом. При жизни он был гнусным обманщиком: «образ омерзительный обмана» [3].

Девятый круг являет собой ледяное озеро, в которое вмёрзли грешники, при жизни предавшие близких, родину или Бога. Властитель 9 круга и самого ада – Люцифер – находится в центре земли и имеет 3 лика. Его образ – уродливая пародия на Троицу (так, например, число крыльев Люцифера совпадает с шестью крыльями Херувима). В одной пасти находится Иуда, в другой - Брут, в третьей – Кассий. Люцифер терзает и грызёт грешников, их мучения не знают конца. Каждый из них олицетворяет предательство. Иуда является самым страшным грешником, предателем своего учителя, Христа, и повергшего его на страшные мучения. Именно поэтому он, головой полностью погружённый в пасть терзателя, «страдающий всех хуже». Брут и Кассий, при жизни имевшие расположение Гая Юлия Цезаря и оказавшиеся зачинщиками его убийства, страдают наряду с Иудой.

Характерно, что страдания грешников соизмеримы с тяжестью их прижизненных грехов. Как уже было мною отмечено, казнь символична и олицетворяет греховную сущность человека, преступившего моральные принципы.

Интересна следующая закономерность: именно падший с небес ангел Люцифер, возгордившийся своим величием и предавший Бога, терзает Иуду, Кассия и Брута. Причина грехопадения каждого из них, в том числе Люцифера – зависть, ревность и гордость. Такая параллель между пороками грешников и их мучителей прослеживается в каждом круге ада.

ВЫВОДЫ

«Божественная комедия» - величайший памятник мировой культуры, незабвенный труд Данте Алигьери, подаривший писателю всемирную известность и обобщивший в себе средневековые представления о загробном мире. Кантика «Ад» даёт читателю детализированное описание страданий грешников. Мастерски преобразованные автором в чёткую структуру, уровни ада являют собой воронку, сужающуюся к центру земли по мере тяжести прегрешений и соответствующей им кары. Интересно распределение наказаний грешников и тем, что пороки, обусловленные плотской невоздержанностью («Верхний Ад»: обжорство, сладострастие, гнев), наказываются менее сурово, чем те, что совершаются намеренно против ближнего («Нижний Ад»: обман, насилие, предательство). Так, во второй песни «Ада» Беатриче наставляет путников: «Зло ближнему – вот где источник бед» [3]. Присутствие автора в качестве действующего лица в поэме усиливает впечатление от картины, разворачивающейся перед глазами путников. Заслуга Данте и в том, что поэт описывает происходящее простым, доступным средневековому обывателю языком. Автор хотел, чтобы главная мысль произведения была понятна массам, и поэтому, несмотря на многочисленные осуждения современников, он писал на простом языке, «на котором говорят между собой даже женщины», и смог достичь своей цели – «Божественная комедия» стала энциклопедией не только для жителей средних веков, но и для современного читателя.

 

Библиография:

1.Даниил Пивоваров. Онтология религии / Д. В. Пивоваров. - СПб. : Владимир Даль, 2009.

2.Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С.С., Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. Изд.5-е. М., 2000.

3.Данте Алигьери. Божественная комедия / А. Данте / [перевод М. Лозинского]. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1967.

4.Библия. Ветхий Завет: Книга пророка Иезекииля, 28: 12-15.

5.Назаров В.Н. Аллегорический смысл Ада в «Божественной комедии» Данте. Журнал «Наука. Искусство. Культура», 2015.

6.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

7.Аристотель «Никомахова Этика», книга 7, глава 1.

8.Интернет-источник: Избранное – коллекция интересных статей. Путеводитель по 9 кругам ада «Божественной комедии» // URL: http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/putevoditel-po-9-krugam-ada-iz-bozhestvennoy-komedii

9.Интернет-источник: Российско-итальянский культурный центр «Данте Алигьери» // URL: http://dante-rostov.ru/kulturnye-proekty/bozhestvennaya-komediya

Back to top