Данное пособие создано в помощь учителю при изучении на уроках литературы в 6 классе произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
На чтение и осмысление произведения отводится 3 часа учебного времени в теме «Из зарубежной литературы», что не позволяет раскрыть все особенности сказки, достаточно глубоко изучить её текстуально. Учитывая эстетическую ценность произведения, воспитательный аспект, оригинальность задумки автора, работа с текстом приобретает действительно новое значение.
Для текстуального изучения произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» разработаны карточки с заданиями, целью которых является, прежде всего, организация самостоятельной работы с текстом.
Каждая карточка состоит из 10 заданий, составленных к определённой главе, не предполагает наличие вопросов к предыдущим или последующим главам. Сказка состоит из 27 глав, соответственно, данное пособие включает в себя 26 карточек (главы 18 и 19 объединены в связи с небольшим объёмом) с 10 заданиями, требующими развернутого ответа. Данная структура пособия позволяет использовать любую карточку на любом уроке, подходит для организации как индивидуальной, так и групповой работы с текстом. Развивает навыки и умения в работе с текстовой и подтекстовой информацией, даёт возможность работать над развитием связной речи учащихся. Количество карточек позволяет при необходимости обеспечить индивидуальным заданием любого ученика класса.
На карточке предполагается место для письменного ответа, что даёт возможность визуально определить степень сложности задания и объём ответа на вопрос (по количеству оставленных для ответа строк). Таким образом, обучающиеся учатся не только работать с текстом, но и анализировать факторы, не имеющие отношения к тексту сказки.
Оформление карточек в печатном виде выполняется в текстовом редакторе Word, поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2 см.; высота шрифта – 12 кегль; шрифт – Times New Roman; межстрочный интервал – 1; абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине, ориентация - альбомная. Поэтому все 10 заданий размещаются с одной стороны листа формата А4. Это позволяет оценить степень сложности всей работы, выбрать оптимальный путь решения.
Задания носят как продуктивный, так и репродуктивный характер, предполагают работу с иллюстративным материалом, анализ текста, систематизацию полученной информации. Могут использоваться как комплексно, так и выборочно, выполняться в любом порядке, так как связаны между собой только сюжетом соответствующей главы. Соответствуют данной возрастной категории обучающихся.
Глава 1
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея — удав — глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».
Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот что я нарисовал:
Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
— Разве шляпа страшная? — возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок №2:
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.
На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 — я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.
Задания к тексту. Глава №1
1.Прочитайте внимательно отрывок. Кто был автором рисунков в нём?
__________________________________________________________
2.Что изображено на этих картинках?
____________________________________________________________________
3.Что предлагали рисовать взрослые?
____________________________________________________________________
4.Сколько всего было сделано рисунков?
____________________________________________________________________
5.Почему взрослые советовали заниматься науками, а не рисованием?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6.Почему автор взрослым предлагал посмотреть на свой рисунок №1?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7.Что обозначал ответ взрослых «Это шляпа» в ответ на то, что автор им показывал свой рисунок №1?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8.Прочитайте выделенное предложение в последнем абзаце. Объясните его значение.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9.Опишите, каким вы увидели главного героя, его качества, увлечения, жизнь среди людей. Приведите примеры.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
10.Как вы думаете, почему автор выбрал профессию лётчика?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Глава 2
Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, — и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:
— Пожалуйста… нарисуй мне барашка!
— А?..
— Нарисуй мне барашка…
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов — снаружи и изнутри.
Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:
— Но… что ты здесь делаешь?
И он опять попросил тихо и очень серьезно:
— Пожалуйста… нарисуй барашка…
Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:
— Все равно. Нарисуй барашка.
Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать — удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:
— Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.
Задания к тексту. Глава №21.Что произошло с автором?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.Когда произошли описываемые события?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.Где произошла встреча Маленького принца и автора?
____________________________________________________________________
4.Что было во встрече Маленького принца и автора странным?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5.Как отреагировал автор на появление Маленького принца?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6.Чем были похожи автор и Маленький принц?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7.Опишите Маленького принца, его качества, увлечения, жизнь среди людей. Приведите примеры.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8.Чем Маленький принц отличался от взрослых?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9.Зачем ребёнку нужен был барашек?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
10.Прочитайте выделенный отрывок. Поясните, что означает сказанное в нём.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Глава 3
Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, но когда я спрашивал о чем-нибудь, он словно и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне все открылось. Так, когда он впервые увидел мой самолет (самолет я рисовать не стану, мне все равно не справиться), он спросил:
— Что это за штука?
— Это не штука. Это самолет. Мой самолет. Он летает.
И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. Тогда он воскликнул:
— Как! Ты упал с неба?
— Да, — скромно ответил я.
— Вот забавно!..
И Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьезно. Потом он прибавил:
— Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?
«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» — подумал я и спросил напрямик:
— Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?
Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая мой самолет:
— Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…
И надолго задумался о чем-то. Потом вынул из кармана моего барашка и погрузился в созерцание этого сокровища.
Можете себе представить, как разгорелось мое любопытство от этого полупризнания о «других планетах». И я попытался разузнать побольше:
— Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести моего барашка?
Он помолчал в раздумье, потом сказал:
— Очень хорошо, что ты дал мне ящик: барашек будет там спать по ночам.
— Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе веревку, чтобы днем его привязывать. И колышек.
Маленький принц нахмурился:
— Привязывать? Для чего это?
— Но ведь если ты его не привяжешь, он забредет неведомо куда и потеряется.
Тут мой друг опять весело рассмеялся:
— Да куда же он пойдет?
— Мало ли куда? Все прямо, прямо, куда глаза глядят.
Тогда Маленький принц сказал серьезно:
— Это не страшно, ведь у меня там очень мало места.
И прибавил не без грусти:
— Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…
Задания к тексту. Глава №3
1.Маленький принц спросил: «Что это за штука?». О чём шла речь?
____________________________________________________________________
2.Что пообещал лётчик нарисовать для барашка Маленького принца?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.В чём должен был спать по ночам барашек?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4.Откуда прилетел Маленький принц?
____________________________________________________________________
5.Чем были похожи лётчик и Маленький принц?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6.Как отнёсся Маленький принц к самолёту?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7.Как происходило общение лётчика и Маленького принца?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8.Почему, по мнению Маленького принца, барашку не нужны были колышек и верёвка?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9.Подумайте, почему Маленький принц рассмеялся, когда узнал, что лётчик упал с неба, а лётчику было не смешно?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
10.Подумайте, что значит фраза Маленького принца «Если идти всё прямо и прямо, далеко не уйдёшь»?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ссылка на источник изображений:
1. https://loveread.info/books/skazki/1836-antuan-de-sent-ekzyuperi-malenkii-princ.html