Антонова Надежда Николаевна,
учитель иностранного языка МОУ Гимназии № 16 г. Волгограда
Данная программа предназначена для учащихся 5 классов, изучающих английский язык, и проявивших особый интерес и способности к изучению предмета и желающих совершенствовать полученные знания.
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа).
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для 5-х классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа факультатива построена на основе тьюторского подхода к обучению и направлена на дальнейшее развитие иноязычной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевая компетенция, которая предполагает развитие коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо.
- языковая компетенции, предполагающая овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферам общения; увеличение объема лексических единиц и оперирование ими в коммуникативных целях.
- социокультурная компетенция, предполагающая приобщение учащихся к культуре, традициям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения; формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка и представлять свою культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Цель курса - формирование представления о мире как о едином пространстве во всем многообразии национальных культур, где английский язык выступает в роли основного средства международного общения
Задачи курса:
1.знакомство с многокультурным миром с помощью английского языка;
2.воспитание толерантного мышления, культуры взаимодействия, понимания общности задач в гуманитарной области и в деле сохранения окружающей срeды;
3.совершенствование навыков использования языка в речи;
4. обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитие творческих способностей учащихся на основе проектной методики;
5. формирование навыков оформления различных видов письменных работ (открыток, сочинений);
Теория курса способствует восполнению учащимися недостающих знаний по грамматике.
Практическая часть состоит из грамматических заданий, занимательных упражнений на наиболее сложные грамматические темы, из текстов, которые включают в себя изучаемые грамматические конструкции. К каждому тексту даются различные задания (развитие навыков аудирования, чтения, говорения, умения видеть изучаемое грамматическое явление).
Прогнозируемым результатом должно стать овладение обучающимися основными знаниями, умениями, навыками, предложенными в рамках факультатива; умение применять полученные знания при дальнейшем изучении английского языка.
Система оценивания достижений планируемых результатов
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. В конце изучения факультатива проводится контроль устной и письменной речи, в форме заполнения таблиц, анкет, монологических высказываний и диалогов. Итоговый контроль игра-викторина «Я знаю английский».
Общая характеристика факультатива
Учебный курс факультатива «Юный полиглот» является универсальным и используется для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. В основу определения содержания обучения факультативного курса положен анализ реальных или возможных потребностей учащихся в процессе общения.
Продолжительность курса: 34 часа в год, одно занятие в неделю.
Форма проведения занятий: учебное занятие, ролевая игра.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Форма итогового контроля: игра-викторина «Я знаю английский».
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам.
- учёт наглядно-образного характера мышления школьников младшего среднего звена.
- ориентация на потребности ребёнка и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в сфере коммуникации.
- преемственность и перспективность. В процессе изучения лексико-грамматического материала курса факультатива у школьников создаются условия для приобретения ими углубленных знаний по английскому языку, на базе которых в основной и старшей школе создаются условия для изучения и усвоения программного материала учебного курса иностранного языка.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
1) принцип коммуникативности
2) принцип развивающего обучения
3) принцип дифференцированного подхода
4) принцип культуросообразности
Требования
Личностные результаты:
• формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям
иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главное;
опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Планируемые результаты усвоения материала
В результате прохождения курса факультатива «Юный полиглот» в 5 классе ученик должен:
знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования;
- особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных грамматических явлений;
- основные нормы речевого этикета;
- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
уметь:
говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;
•делать краткие сообщения по темам: взаимоотношения в семье, с друзьями; внешность; досуг и увлечения, переписка; школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; каникулы; родная страна и страна изучаемого языка, их столицы и достопримечательности;
аудирование
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;
чтение
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;
- осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в полиязычном мире.
Ценностные ориентиры курса факультатива
При изучении английского языка в школе стимулируется общее речевое развитие школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса факультатива «Юный полиглот» основываются на концепциях фундаментального ядра содержания образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Данные ценностные ориентиры будут реализованы через эту рабочую программу.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни; формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу, чувство гордости за свою страну, умение достойно представлять её на международном уровне, формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, знание традиций, межкультурное общение).
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
В учебном процессе школьникам представлены ситуации, которые позволяют на доступном уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, дружба, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях.
Система оценки достижения планируемых результатов
Контроль знаний предполагает степень достижений учащихся в решении поставленных целей и задач обучения.
Цель оценки заключается:
- в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
- в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях);
- в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей обучения.
Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и осуществляется в конце каждой темы. Он проводится в виде практической работы с лексико-грамматическими структурами английского языка. Использование электронных учебных пособий значительно облегчает отслеживание индивидуальной траектории учащегося.
Программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии путем фронтального опроса учащихся, парной и индивидуальной работы. Итоговый контроль игра-викторина «Я знаю английский».
Содержание курса факультатива
№ |
Наименование занятия |
Количество часов |
1 |
Я и мое окружение. Личные интересы, увлечения. Мой друг. Описание людей: внешность, черты характера. |
3 |
2 |
Проверка усвоения материала в виде ролевой игры |
1 |
3 |
Школа. Школа. Расписание. Мои любимые предметы. Распорядок учебного дня. |
3 |
4 |
Проверка усвоения материала в виде создания mindmap |
1 |
5 |
Семья. Моя семья. Воспоминания. История моей семьи. |
3 |
6 |
Проверка усвоения материала в виде ролевой игры |
1 |
7 |
Животные. Жизнь животных. Животные в дикой природе. Мои домашние питомцы. |
3 |
8 |
Проверка усвоения материала в виде проекта mindmap |
1 |
9 |
Города и страны. Место, где тебе хорошо. Города разных стран. Мои родной город. |
3 |
10 |
Проверка усвоения материала в виде проекта mindmap |
1 |
11 |
Экскурс в историю. Чудеса прошлого |
3 |
12 |
Проверка усвоения материала в виде проекта mindmap |
1 |
13 |
Погода |
3 |
14 |
Проверка усвоения материала в виде диалогов о погоде |
1 |
15 |
Окружающая среда |
4 |
16 |
Обобщение. Презентации по пройденным темам |
1 |
17 |
Игра-викторина «Я знаю английский» |
1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1 |
Журналы «Иностранный язык в школе». |
10 |
2 |
Oxford read and discovery: Clothes then and now Cities Incredible earth Farms Helping around Schools Sunny and rainy Your body Wonders of the past |
Электронные книги |
3 |
Аудиоматериал к каждому пособию |
|
4 |
Лексико-грамматическиезадания Test your vocabulary / Peter Watcyn-Jones and Olivia Johnston – 1-5 parts |
Электронные пособия |
2. Технические средства обучения, включая ИКТ |
||
1. |
Ноутбук/ПК |
1/25 |
2. |
МФУ |
1 |
3. Экранно-звуковые пособия |
||
1. |
Магнитофон |
1 |
4. Оборудование класса |
||
1. |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок |
1 |
2. |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок |
1 |
3. |
Стол учительский с тумбой |
1 |
4. |
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев |
15 |
5. Интернет-ресурсы |
||
1. 2. 3. |
|